На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Чем отличается настоящий писатель-фантаст от дешёвого бульварного фэнтазийщика?



Для того, чтобы ответить на этот вопрос, на мой взгляд, достаточно сравнить две такие знаковые фигуры, как Иван Ефремов и Дмитрий Глуховский. И их наиболее известные произведения – «Туманность Андромеды» и «Метро-2033» соответственно.

Иван Антонович Ефремов (1908 – 1972) – человек интереснейшей судьбы и широчайшего кругозора!

Во-первых, это выдающийся советский учёный, палеонтолог, создатель тафономии (учения о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород). Удостоенный за свои научные изыскания Сталинской премии 2-й степени и ордена Трудового Красного Знамени.

Во-вторых, это, конечно же, известный во всём мире писатель-фантаст, социальный философ, обладавший, во истину, по-русски космическим мышлением! И получивший свой второй орден Трудового Красного Знамени именно за деятельность в области литературы.

В своих научно-фантастических произведениях Ефремов очень точно предсказал появление таких вещей, как электронная книга, костюм-экзоскелет, трехмерное телевидение, технологий омоложения организма и многое другое. Сбылись его предвидения об открытии месторождения алмазов в Якутии и ртутных руд на Южном Алтае.

Иными словами, это был Ученый, Гражданин и Философ с большой буквы! И тот редкий пример Пророка в своём Отечестве...

Тем, кто пока не знаком с творчеством Ивана Евремова, я настоятельно рекомендую прочитать хотя бы два главных его произведения – «Час Быка» и «Туманность Андромеды». Не пожалеете!

Написанный более полувека тому назад «Час Быка», о глубинном конфликте Гражданского общества с мировой Олигократией, не потерял своей актуальности и по сей день! Потрясающе светлый и оптимистичный роман «Туманность Андромеды» о грядущем будущем Человечества читается на одном дыхании и подобен сегодня глотку свежего воздуха!



Что же касается Д. Глуховского, чьи книги печатаются у нас сейчас 100-тысячными тиражами, то никакими особыми заслугами перед Отечеством он не отличился. Научных трудов не имеет. Он просто оппозиционный журналист, получивший свое журналистское образование в Израиле.

Наиболее известная его книга «Метро-2033» - постапокалиптический роман, описывающий жизнь людей в Московском метро после ядерной войны. Сама война упоминается автором лишь вскользь. Зато борьба за существование уцелевших в катастрофе 70 тыс. москвичей живописуется во всех деталях!

Мрачный подземный мир суров – здесь и борьба с крысами-мутантами, и противостояние различных сект, на которые распалось общество. В качестве валюты – патроны АК-47. Основное питание – грибы...



Признаюсь честно, лично я не смог дочитать всю эту "русскую фантастику" до конца – слишком уж она мне показалась депрессивной и беспросветной!

Тем не менее, на одном из европейских литературных конкурсов роман был назван «Лучшим дебютом». По нему уже создана компьютерная игра. И ходят слухи о его экранизации...

В последствии автором были написаны ещё две книги, продолжающие идейную линию «Метро-2033» - «Метро-2034» и «Метро-2035» (что, согласитесь, выглядит немного странно - с точки зрения фантазии у человека, пишущего в стиле фэнтези).

Таким образом, в общих чертах картина складывается такая:

Один – звал свой народ к звездам! Создавал светлый образ будущего и пытался пробудить в людях лучшие человеческие качества. Другой – загнал всех под землю и заставил воевать с крысами, пропитал атмосферу своих произведений страхом и животными инстинктами...

Один – был известным ученым, видным философом. Обладал серьезными научными знаниями. Повлиял своим творчеством и на братьев Стругацких, и на Дж. Лукаса с его «Звездными Войнами».

Другой – «специалист по всем вопросам», шустрый журналистик, ловко ухватившийся за чернушную фэнтази-франшизу и раскрученный до звезды всероссийского масштаба!

Один – патриот своей страны, обладатель медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Другой – либерал-оппозиционер, завсегдатай «Эха Москвы» с Яхно-Белковской.

Один, как символ своей великой эпохи. Другой, как символ успешности и общего культурного уровня современной России...

Вот, собственно, этим и отличается настоящий Русский писатель-фантаст от дешёвого попсового пейсателя-фэнтазийщика!

Картина дня

наверх